?

Log in

No account? Create an account

Обучение в магистратуре FEL CVUT

Komunikace, Multimédia, Elektronika (KME)

Previous Entry Поделиться Next Entry
"Дурацкие" вопросы на собеседованиях на IT позиции в Чехии
cvut_fel
Привет всем! Как я обещала по-немногу начну рассказывать о поиске работы в деталях. Начну от простого к сложному.
Итак, после того, как вы послали резюме или CV в ответ на понравившуюся позицию и детально продумали сопроводительное письмо, пройдет от 1 до 7 дней прежде чем вам позвонят, во  всяком случает у меня так, только один раз позвонили в течение 20 минут.
imagesДамочки-эйчарочки обычно неразборчиво и быстро представляются, поэтому нужно быть оочень готовым, что бы уловить название компании или имя рекрутера, если повезет. Далее дама уточняет вы ли это, подавали ли резюме на позицию и заинтересованы ли еще...пока все, как в РФ. После чего в зависимости от компании, конечно, но в 90% случаев меня начинают сразу немного собеседовать. Уточняется специальность, основные навыки, задаются обычные вопросы, либо высылается опросник по технологиям, которыми я владею, либо самый простой вариант - просто назначают день собеседования, учитывая мои временные особенности. Далее...далее едем на поговор!

В определенное время вы на рецепции компании, поднимаетесь или вас поднимают на собеседование. Там обычно либо 1 HR( лично для меня это показатель, что компания не очень, потому что о чем инженеру говорить с HRем?! Он и не поймет о чем это я), либо HR и какая-нибудь шишка (тут на выбор, либо VP, либо просто мэнеджер, внимание! мэнеджером зовется сотрудник высшего уровня, он точно также может быть руководителем технического отдела).

Далее, как и везде, HR рассказывает о предложении, а мэнеджер мучает техническими задачками ))). Это было 1.kolo.
После этого вам либо позвонят и предложат дальше состязаться (так называемые круги "kolo"). В приличных компаниях таких кол, как правило, 2, максимум 3. На втором собеседовании вы встретитесь либо с прямым руководителем, либо с тимом. Тим, команда, с которой вы будете работать, будет задавать вам вопросы, что бы убедиться в вашем профессионализме, причем при этом будет присутствовать ваш будущий прямой начальник.
Пока оставим технические вопросы, которые задают, а рассмотрим "дурные" HRовские:

1. Расскажите  о себе... это вопрос 100% собеседований
2. Почему наша компания... после ответа " да мне все равно, где работать" получите двойку и пойдете домой.
3. Что вы считаете своим самым большим успехом за последний год....тут стоит подумать заранее
4. Что для вас "хороший тим"? Работали ли вы в команде, чем вас это привлекает? ....думаем дома.
5. Назовите 3 качества, которыми бы вас могли характеризовать ваши друзья? ....класска американского мозгодельства
6. Ваша работа мечты? ...еще один доллар в банку психологов Америки, типа проверка на амбициозность..
7. Что бы вы хотели выучить-изучить-подтянуть за ближайшее время? ....думаем дома.
8. Зарплатные ожидания. Здесь, пожалуй, следует отметить, что в ЧР зарплата не пишется в предложении, никто вам не подскажет сколько денег вам будут платить, нужно угадать, хотя бы попасть в рамки. Причем при назывании суммы, вы говорите за месяц, без вычита налогов. Типа 40 000 Крон, грубыми.
9. Когда сможете приступить к работе.

Хочется отметить пункт одежды. Каждая компания относится по-своему к дресс-коду. Я стараюсь ходить в белой рубашке, либо любым другим "строгим верхом". Не рекомендую одевать рваные джинсы и кеды на собеседование, идеально костюм, но, опять же, например, в Vodafone плохо смотрят на такую одежду. Смотрите по ситуации.


  • 1
идеально костюм

Мне кажется, или в нормальных компаниях инженеры никогда не носят костюмы? Или в костюме нужно приходить только на само интервью, а потом уже можно появляться хоть в тапочках?

Я видела, как приходят на собеседования в костюмах. Разумеется все зависит от позиции и компании. В некоторых местах я бы себя чувствовала не очень ловко в джинсе. А вот, как там потом, это надо у Злого спросить, он у нас работник настоящий!

Очень интересно, спасибо! У меня парень собирается искать работу в ЧР (из РФ, правда).
А техническими задачками обычно мучают прямо на собеседовании или высылают тестовое задание на дом?
Есть ли какое-то прям принципиальное отличие от процесса устройства на работу в РФ? Вроде описанные этапы выглядят +- такими же, как у нас (разве что по телефону HRы обычно совсем не собеседуют, я ни разу не сталкивалась).
Бывает ли такое, что на резюме совсем не реагируют, или чехи в этом плане дисциплинированнее русских?
И можно, пожалуйста, прояснить про зарплату? Т.е. во всех вакансиях ее принято указывать до вычета налогов? А сколько примерно в % будет зарплата на руки?

И, конечно, желаю вам удачи в поиске той самой работы американской мечты! :))

...собирается искать работу в ЧР (из РФ, правда)
Конечно же все зависит от опыта и на сколько хорошим специалистом вы являетесь. Скажу так, на английском языке работы мало попадается, что бы полностью стаф был англоязычный. Я бы не стала искать зарубежом искать работу не живя там. А вы уверены, что ЧР вам подойдет?
...А техническими задачками обычно мучают прямо на собеседовании или высылают тестовое задание на дом?
Домой ничего не дают. Задают вопросы либо по телефону, либо на собеседовании, вопросов, у меня обычно, бывает от 5 и больше. Если на первые вопросы, так сказать фундаментральные, не отвечаешь - могут сразу выгнать, скажут, спасибо, но вы нам не подходите.
...принципиальное отличие
Да, я считаю абсолютно отличается тем, что тебя трясут по технической части по полной программе, как на нормальном экзамене. Я описала только вопросы HR, это ерунда, на эти вопросы кто угодно ответит. Самое сложное матчасть сдать!
...на резюме совсем не реагируют
На 97% отправленных мной резюме не реагируют вообще. Просто не звонят. Если не прошел собеседование максимально прийдет письмо на почту, что ты не прошел собеседование. В этом плане, все лучше, чем в Мск.
...ЗП
В 95% позиций на которые претендую я зп вообще не указана. Никакая. Если на собеседовании задают вопрос по ЗП, отвечать нужно сумму до вычета налога. В чешском инете есть так называемая mzdová kalkulačka, ттам можно посчитать ЗП без налога.
Спасибо за пожелания!

Язык-то мы учим уже больше года, так что знаем на каком-то уровне, хотя наверняка не так хорошо как после Подебрад (недостаток разговорной практики ощущается). Наверное, через какое-то время пребывания в языковой среде и с разговорным стало бы намного лучше (вопрос в том, как потенциальные работодатели отнесутся к изначально среднему знанию чешского).
ЧР нам подойдет наверняка, мне кажется, это очень близкая нам "по духу" страна. А вот подойдем ли мы ей - это вопрос, на который нам предстоит узнать ответ :))

Хотя мы и пишем в резюме, что есть сертификат еще ни разу не звонили и не спросили, на каком языке я хочу собеседоваться. Вроде везде написано, что учимся на чешском, но все равно предлагают общаться га английском сначала. Я не знаю, какая вас интересует профессия, у нас проблем нет, мы можем работать, как на английском, так и на чешском языке. Все работодатели очень удивляются моему уровню чешского языка, видимо, иностранцы вообще редко сносно говорят. При приглашении на собеседование никто ни разу меня не спрашивал о московском вузе и специальности, немного интересуются опытом работы, но никто здесь понятия не имеет что там и как в РФ, всем до звезды. Интересны ТОЛЬКО реальные знания, которые можешь продемонстрировать здесь и сейчас. Позже напишу статью про техчасть, у меня есть примеры тестов и некоторые технические вопросы.

Хм, я принципиально ходил на собеседования в джинсах :)

1. Расскажите  о себе... это вопрос 100% собеседований
- 3 раза был на собеседовании в одной и той же компании (где сейчас и работаю), и все 3 раза рассказывал о себе разным людям. Больше смотрят на то, как ты общаешься, и в моем случае - английский язык

8. Зарплатные ожидания
- иногда указывают вилку в вакансиях, но обычно просто пишешь, сколько хочешь получать. Причем иностранцам с разрешением на работу компания не имеет права платить меньше средней зарплаты по стране (или х1.5)

Т.е. во всех вакансиях ее принято указывать до вычета налогов? А сколько примерно в % будет зарплата на руки?
- в Чехии налог зависит от семейного статуса, кол-ва детей, налогового резиденства и еще кучи параметров. Изначально из з.п. будут вычитать порядка 35%. После получения налогового резиденства (>186 дней в Чехии и соответствующего заявления в Министерство труда) - уже меньше, около 20%. В конце года можно получить налоговый вычет, если, например, есть ребенок.

А можете рассказать (Вы или Мария), если владеете такой информацией, как на практике происходит смена работы\увольнение, если человек живет в стране по рабочей визе? "2 часа на сборы" или все-таки дается возможность поискать новую работу и переоформить визу?

Есть несколько вариантов:
1. Вы решили уволиться. Предупреждаете работодателя за 2 месяца, дальше уже по договоренности - либо отрабатываете все 2 месяца, либо уходите раньше, если начальник отпускает.
2. Работодатель решил вас уволить. Ну во-первых, нужна очень крутая причина с его стороны, причем все должно быть оформлено официально, иначе у вас 100% вероятность выиграть дело в суде. Во-вторых, он так же должен предупредить за 2 месяца.
3. Работодатель решил отменит вашу должность\позицию (у нас это зовется terminate position). Опять же, либо предупреждение за 2 месяца, либо моментально, но с выплатой денег за 2 месяца.

Но во всех случаях как только у вас официально прерывается контракт - вы больше не имеете права находиться в Чехии. Кажется, дается 3 или 5 дней на то, чтобы выехать.

Фига, т.е. самый последний вариант фактически означает отъезд домой с большой вероятностью? :)

Ну да, как-то так :) Единственное, если работодатель делает termite position, то он не имеет права нанимать на эту должность никого в течение кажется полугода.
Я могу ошибать с терминологией и сроками, но у нас это конкретно вот так :)

Вов, скажи, наверняка в курсе, а как обстоят дела с теготенствим и выходом на матерскоу доволену у иностранцев?

Точно так же, как и чехов - 3 года максимум, но это если у тебя уже ПМЖ. А вот как конкретно с этим по рабочему ВНЖ - не в курсе. Могу спросить у наших эйчаров

Спроси, пожалуйста, буду оч признательна. Отдам пивом и сыром!:)))

у нас часть эйчаров в отпусках на этой неделе, попробую их как-нибудь выцепить

Из того, что удалось узнать. У нас с таким еще никто не сталкивался, поэтому точно ответить не могут. Но.. если выходишь на матерску доволену во время испытательного срока, то компания просто прервет контракт. Дальше, чтобы получать какие-то деньги от государства, нужно минимально проработать вроде бы как полгода, но средняя выплата будет считаться как зп за последних 2 года, деленная на 24. Во время матерской доволены сотрудник продолжает официально числиться "работающим в компании", поэтому, скорее всего, никаких проблем с министерством/полицией быть не должно.

Спасибо большое, вообще все по-человечески.

Вов, а вот такой вопрос, а у тебя в договоре есть инфо об отпуске, или это само собой разумеющееся. Скажи, плиз, сколько в ЧР оплачиваемого отпуска?

Да, прямо в договоре - 25 рабочих дней. Дни отпуска начисляются в начале года, использовать можно начать когда угодно

- ...иностранцам с разрешением на работу компания не имеет права платить меньше средней зарплаты по стране (или х1.5)
неправда, путаешь с синей картой.
- Изначально из з.п. будут вычитать порядка 35%.
про domicile в первый раз слышу, обычно калькуляторы налогов дают верные цифры (по крайней мере сколько там было написано, столько я и получал, и на предыдущей работе, и на нынешней)

По поводу синей карты - может быть и путаю, тут я не готов ответить на 100%
По поводу domicile - после получения подтверждения из уржада праци, у меня стали вычитать меньше налогов\сборов. Плюс, возврат части налогов в конце года при наличии ребенка начисляют только при наличии этого самого domicile.

Странно, я так понимаю, что шкала прогрессивная и с зп в 20 000 крон вычет никак не 35%. Чем выше зп, тем выше налог с нее. Я не права?
Marie

Edited at 2013-05-21 17:50 (UTC)

поиск работы в чехии

ОДинаковые "вопросы на собеседовании" гуглятся для любого языка и любой страны. При поиске работы подготовленные "правильные" ответы нужно знать как таблицу умножения.(но не нужно чтобы они звучали заученно). И если вы не в агенстве и эйчар задает вам подобные вопросы - лучше поблагодарите его за уделенное время и попрощайтесь(ну только если вакансия супер-мега, можно сделать исключение).

p.s. вышенаписанное не мои выдумки, просто когда мой второй поиск работы немного затянулся, сделал some research.
Тем, кто только начинает задумываться о поиске работы или не понимает, почему "не работает" резюме и т.п., советую прочитать этот сайт prace.rovnou.cz/ от корки до корки (не сочтите за рекламу). Не знаю сколько лет той информации, но 90% там актуально и поныне.

Re: поиск работы в чехии

описанные вопросы были с собеседования в Vodafone, будучи русским, после университета, без опыта работы по тематике в ЧР, как-то сложно нос воротить. Да и звонят крайне редко. К тому же такие вопросы не просто так задают, они смотрят прежде всего, как человек себя ведет в разных ситуациях. Я за свою трудовую жизнь очень много проходила собеседований и скажу сразу, чем лучше компания, тем дурнее HR, как правило это потому, что у компании есть деньги нанять человека, у которого на это типа есть образование. По-моему это нормально, что вас пытаются поставить в некомфортную ситуации и посмотреть, что вы будете делать и как выкручиваться. По поводу одинаковых вопросов - не знаю, я из МСК у нас некоторых вопросов не встречала.

Re: поиск работы в чехии

я имел ввиду, что если айти инженера начинает собеседовать эйчар, то тут для позванки на второе коло мало что зависит от знаний по специальности. везде где мне предлагали работать - собеседование проводил или такой же инженер или инженер вместе с эйчаром. там где собеседование проводил эйчар (а если еще и давали тест - вообще удача) - везде отказы. А собеседований у меня в чехии было много, и в брне и в праге. По второму поиску работы я отправил около 40-45 резюме, из них - около десятка собеседований. и конечно "нос воротить" - это я не про поиск работы в другой стране без опыта и без разрешения на работу.

про "звонят крайне редко" - самый эпичный случай был, когда позвонили спустя почти два месяца после отправки резюме, отмазкой была служебни цеста:) (в итоге позвали работать, но отказался в пользу другой компании - пусть и платят чуть поменьше, но не переношу "корпоративный дух", да и развитие в большой конторе как-то послабее зависит от самого человека)

  • 1