?

Log in

No account? Create an account

Обучение в магистратуре FEL CVUT

Komunikace, Multimédia, Elektronika (KME)

Previous Entry Поделиться Next Entry
Číslicové zpracování signálů (код A2M99CZS )
cvut_fel

by Alex
Цифровая обработка сигналов, если по-русски. Это один из серьезных предметов 1-го семестра, который является продолжением бакалаврских Signály a soustavy, а во втором семестре у нас будет основанный на нем предмет Řečové aplikace v telekomunikaci. На предмете изучаются различные свойства аналоговых и цифровых сигналов, случайные сигналы, спектры и спектрограммы, цифровые фильтры и пр. Подробнее можно почитать вот здесь. Объем обучения: 2 часа лекций и 2 часа семинаров в неделю.



Лекции читает профессор Pavel Sovka, читает вроде бы неплохо, много пишет и объясняет, рисует на доске, параллельно крутит слайды на проекторе, общается с аудиторией. И все-таки нам было сложно что-либо понять. То ли мы так плохо учились в России, то ли там по этой теме мало что преподавали, но 95% информации с 1-й лекции (вводной, повторяющей материал предыдущих семестров) для нас были абсолютно новыми. Плюс пишет он быстро, и почерк с непривычки трудночитаем. Обычно, в этом случае сидишь дома и разбираешься со слайдами, но у Совки слайды идут просто как подспорье к лекции, информации там минимум. Единственный выход – это читать учебники и рыть интернет. Не менее половины лекций мы в итоге пропустили, т.к. при постоянной нехватке времени было жалко тратить 1.5 часа на прослушивание материала, из которого ты усваиваешь лишь мизерную часть. Всем, кто пока только собирается поступать на ФЕЛ и сейчас учит язык, я бы порекомендовал заранее почитать на чешском что-нибудь по «сигналам и системам» (Signály a Soustavy), т.к. во время учебы времени на это будет не хватать. Сам я читал книжку František Vejražka: „Signály a soustavy“, ČVUT, довольно понятным языком все написано, кратко и по делу, хотя может быть есть и лучше варианты.

Для тех, кто хочет посмотреть слайды и иметь представление о предмете, вот тут можете скачать архив. Кстати, в конце каждой лекции есть слайд с перечислением рекомендованной литературы конкретно по теме лекции.

Семинары проходят в одном из компьютерных классов, работа полностью в MATLAB, в котором необходимо было решать ту или иную задачу, результатом решения которой обычно был какой-нибудь график.

Ведут семинары несколько преподавателей, тут уж к кому попадете. Наш Peter Kačmařík в начале каждой новой задачи проводил краткий теоретический ввод, потом давал несколько минут, чтобы мы сами подумали, после чего начинал набирать код с пояснениями и трансляцией на проекторе. Если кто-то проявил себя и успел что-то сделать до него, он обычно отмечал это где-то у себя. На что это влияет мы так и не поняли (возможно, это дополнительные баллы в копилку). На первых занятиях успевать за профессором сложно, пока нет привычки работать в Матлабе. Ходить необходимо на все занятия, т.к. за каждое посещение начисляются баллы, которые потом влияют на итоговую отметку за предмет. Примерно через день или два на Moodle выкладывается решение задач с прошедшего семинара.

Вот тут лежит архив со всеми решениями в формате Матлаба.

Рекомендую еще глянуть учебник Совки Úvod do číslicového zpracování signálů: cvičení. В нем разобрано много примеров.

Примерно в середине семестра преподаватель раздаст темы для семестральной работы (курсового проекта). Семестралки выполняются в парах, кто хочет, может делать один. Срок на работу дается примерно месяц. У нас была одна из самых удачных, на мой взгляд, тем: Banka filtrů na zi DFT pro analýzu řových signálů (Odhad PSD na zi konu). И хотя я попотел, пока сделал, но у некоторых темы были еще сложнее.

Защита проходит в конце семестра. Сначала высылается код в Матлабе и презентация в pdf. Потом в назначенный день эту презентацию рассказываешь своей группе, отвечаешь на вопросы студентов, если они есть, отвечаешь на вопросы преподавателя и получаешь отметку. Советую не затягивать с проектом. Если пару недель вы не будете им заниматься, то за оставшиеся 2 недели можете и не успеть.

Экзамен проходит в виде 40-минутного теста, состоящего из 10-ти вопросов (вариантов ответа нет). Раздается задание, и прямо в нем пишутся ответы. Времени не много, но если вы готовы, или у вас есть откуда удобно списать, то проблем не будет. Списать, кстати, совсем не сложно J. У нас принимал профессор Petr Pollák (также он ведет семинары). Все 40 минут он просидел в углу аудитории с ноутбуком на коленях и ни разу на нас даже не взглянул. Совка смотрит, но без особого энтузиазма.

Вопросы дают вот из этого списка. По нему мы и готовились.

Потом складываются все баллы за семестр. За экзамен максимум 60 баллов, за семестральный проект 30, и 10 за посещаемость семинаров.

В целом предмет достаточно интересный, но нам показался сложным. Трудности были с семестралкой, мы брали 2 консультации с профессором. Да и экзамен, если бы на dostuduj.cz не было материала, был бы проблемой.

Marie: я добавлю немного от себя. Где-то через неделю после получения семестралки мы к ней приступили и поняли, что можем просто ее не сделать. Немного запаниковали, даже были мысли, что мы можем записать этот предмет еще раз на следующий год. Тогда решили сходить на консультацию. Она дала нам не очень много, зато там можно задавать вопросы.  Нам немного помогли советами наши чешские коллеги, которым мы очень благодарны.

Мои рекомендации: сразу приступайте к выполнению работы, оцените ее сложность и временные затраты, запишитесь на консультацию с преподавателем, даже если считаете, что со всем и так справитесь (опишите ему ваши мысли, может что-то полезное узнаете). Не стесняйтесь спрашивать у чехов совета. Ставьте конкретные вопросы, а не так: «Я вообще ничего не понимаю, дай свой код, я совсем чуть-чуть спишу». Понимайте, что здесь за плагиат могут не допустить до экзамена, попросив записать себе предмет повторно. Да и чехи не дураки и свой код просто так даже другу не вышлют.